Хочу рассказать, как у меня это было в первый раз… Мы с подругой долго собирались сделать это, даже нашли подходящих партнёров, но нам пришлось расстаться с ними на полпути. Решив, что на мужчин рассчитывать нечего мы обошлись без них. И вот, наконец, несмотря на все уговоры со стороны родителей, мы решились и… отправились в наше первое путешествие автостопом.
Приготовления или первый раз на трассу
Что брать с собой? Если вы девушка, берите с собой молодого человека, но не надейтесь, что он потащит ваш рюкзак, который вам тоже очень пригодится.
Если вы молодой человек, найдите себе спутницу. Больше мороки, но
скорость вашего передвижения значительно повысится. Водители настороженно относятся к одиноким попутчикам - мужчинам, боятся нападений.
Вещей лучше брать по минимуму, хотя, есть дамы, которые жить не могут без своей домашней пижамы, возят с собой туфли и вечернее платье. В первый раз не стоит отправляться в путь, из вещей имея только ложку и пачку сигарет в кармане, хотя и такое практикуют продвинутые стопщики.
День первый
Не спали всю ночь, набивали рюкзаки нужными и не нужными (как позже выяснилось) вещами. Утром вышли на трассу. Нас было четверо: два парня и две девушки, естественно, мы поделились на пары.
Первая машина мне запомнилась хорошо. Открываю дверцу, а на меня оттуда облако мух. Интересно, что тут ехало до нас...
Первая стопная история, о том как один мужик путешествовал по стране на лошади, закончилась на ближайшей развилке. Теперь мы едем на белой Тойоте с довольно приличным дяденькой. Только вылезли - ливень. Над нами сжалился водитель УАЗика, добросил до Зимы.
Тут то и начался настоящий стоп! Камаз братской пивоваренной компании остановился сам, мы даже не делали никаких жестов, чтобы его застопить. Оценив все "прелести" сибирских дорог мы оказались в Тулуне, где ожидал сюрприз. Перекусив снова шли по обочине, не обращая внимания на проходящие автомобили. Мы даже не сразу поняли, что люди, машущие из окна микроавтобуса обращаются к нам. Водитель Виктор и его жена Оксана приглашают нас в свой "дом на колёсах". Супруги, ехавшие отдыхать на Алтай подобрали наших приятелей, с которыми мы разделились в начале пути. Они увидели нас в окно и решили взять с собой, чтобы не было скучно, и такое бывает. Виктор и Оксана приютили нас на двое суток. С ними мы попали на свадьбу: прямо на мосту нас остановила толпа празднующих людей и буквально заставила поднять бокал за жениха и невесту. Потом мы немного погостили в Белом Яру и поехали дальше, в Кемерово, где нам пришлось попрощаться с добродушными супругами.
Кемерово - коммунальный рай.
В Кемерово прибыли к вечеру второго дня. Добрались до вокзала с целью переночевать. Милиционеры не очень вежливо объяснили нам, что вокзал на ночь закрывается. Так мы впервые столкнулись с проблемой вписки. Двое сочувствующих волосатых рассказали как добраться до местной тусовки. По дороге встретили девушку, которая заговорила с нами первая и дала телефон своего приятеля. "Он всех стопщиков вписывает" - сказала она и исчезла. До гостеприимного Миши мы так и не дозвонились, но тусовку отыскали. Все были нам рады, но ночевать пришлось на улице.
Проснувшись утром обнаружили Кемерово очень чистым, уютным и благоустроенным городом. Здесь машины пропускают пешеходов вперёд и повсюду стоят горшки с цветами и кипарисами, которые не убирают на ночь.
Можно спокойно спать во дворе на скамейке. Детские площадки тут действительно сделаны для детей, скамейки у каждого подъезда и очень легко переносятся, но никто их почему-то не ворует.
Мужчина, который вывозил нас на трассу предложил позвонить домой с собственного телефона. Любезничая с ним, мы забыли гитару в его машине. Он догнал нас по трассе и вернул инструмент. Ещё раз убедившись, что добрых людей больше мы продолжили свой путь в Новосибирск, до которого оставалось всего 300км.
Новосибирск. "Выходи и сохраняй..."
Новосибирск, как рассказал нам один дальнобойщик, - бывший посёлок
строителей моста через Обь. В городе до сих пор сохранился Гусиннобродский район, по названию места "гусинный брод". Где построили мост, с которого и начался город.
В Новосибирске были на третий день путешествия. На вокзале ночевать здесь можно, а вот помыться негде.
Спали на полу, между буфетом и камерой хранения. Ни один милиционер, почему-то не поинтересовался нами. Работница из круглосуточного буфета стерегла наши вещи и наш сон. Город довольно большой, имеет три ветки метро. Жизнь здесь дорогая, например маршрутка стоит 15 руб.+ багаж -10(это было в 2003г.). Порадовал рекламный щит на выезде из города, с одной стороны: "выходи", с другой - "сохраняй". Последовав совету мы вышли из Новосибирска, чтобы сохранить оставшиеся деньги.
Нарушив одно из правил благополучного автостопа вышли на трассу не как обычно (в 6 утра), а в 10, и, конечно не попали в утреннюю волну. Поэтому кусок трассы от Новосибирска до Омска показался нам одним из самых сложных. Стояла невыносимая жара, плавился асфальт, в глаза и в нос забивалась какая-то мошка. Сочтя пригород Новосибирска проклятым местом пытались покинуть его даже пешком. Все ехали на дачу, а мы - в Омск. Пройдя километров 8, нашли озеро. И не стесняясь отдыхающих поспешили в него погрузиться. Помылись, постирались и снова отправились на поиски драйверов, желающих подбросить нас до Омска. Благо рядом было кафе с соответствующим названием "У озера".
Обросший за время рейса дяденька сразу предупредил нас о том, что машина у него крайне ненадёжная. Не долго думая мы решили; дело к вечеру, а в город попасть хочется сегодня.
Сначала я чуть не выпала на ходу из внезапно открывшейся двери, потом, ночью у нас отказали фары. Чтоб не въехать в кого-нибудь, заночевали в недостроенной гостинице в 200 км от Омска. Спали на кроватях, как белые люди, даже мухи не покусали.
Омск. Начало нового пути.
Утром были в городе. Решили найти баню и помыться. Нашли около вокзала - 450руб., без бассейна. Сколько с бассейном спрашивать не стали, нашли другую, общественную. В понедельник и во вторник омские общественные бани закрыты. Душ на вокзале не работает - нет в жизни счастья.
Встретив в переходе стритовщиков кинулась к ним на шею.
-Помогите!
-Что случилось?
-Нам бы помыться.
-Вписка нужна?
Через две минуты у нас появилось место, где можно было переночевать
вдвоём. Через полчаса ещё одно - на четверых.
Постритовали в переходе - купили поесть. Предложенное для ночлега место нам не понравилось, там и без нас народу хватало. Ночью мы сбежали на вокзал. Утром начали новый путь одни, оставив спутников в Омске. Теперь нас двое(две девушки). Исчезла иллюзия безопасности. Предстоящий путь казался непредсказуемым и немного волнующим, но страх рассеялся с первыми лучами солнца, и вот мы стоим на трассе до Тюмени.
Тюмень. Здесь всё за деньги.
Без молодых людей наша скорость увеличилась. Сменив пять попуток мы оказались в Тюмени. Водитель 21 года - самый молодой из встречавшихся нам дальнобойщиков подвёз нас к самому вокзалу. В зал ожидания в Тюмени пускают только при наличии билета на поезд. Платный зал - 60 рублей. С багажом в платный зал нельзя, пришлось платить ещё и за камеру хранения. Ночёвка в зале с кожаными креслами обошлась нам в 140 рублей, не считая морального ущерба. К людям с большими рюкзаками и без билетов здесь относятся крайне неуважительно.
-Чтобы в 6 утра духу вашего здесь не было!
Предупредила администратор, пересчитывая деньги. "С превеликим удовольствием" - подумали мы и утром, отыскав автобусную остановку попытались как можно дешевле покинуть город. Сели на автобус за 7 рублей, заплатили за каждый рюкзак ещё по 14. На выезде из города, где мы ещё шли пешком, с радостью облобызали указатель с перечёркнутым названием "Тюмень".
Планируя заехать в Екатеринбург мы шли в нужном направлении, когда заметили колонну из двух камазов с татарскими номерами. "Нас ждут"- подумали мы и ускорились.
-Вы не на Екатеринбург случайно?
-Туда.
-А нас с собой возьмёте?
-Только через три часа.
-Ладно, увидите - подберёте.
И пошли дальше. Доехали до какой-то деревни, вылезли из очередной
машины, а тут и наши камазы. С ними мы ехали ещё двое суток. Ночевали в
кабине. Утром второго дня въехали в Башкортостан, видели Агидель и много
других красивых мест. Днём были в Татарстане.
Набережные Челны. Гостеприимство по-татарски.
Снова вокзал с неудобными для ночёвки креслами. В здании вокзала есть гостиница, 90 рублей с человека, без горячей воды. Спасибо, мы лучше покушаем. Соорудив из рюкзаков кровать располагаемся на ночлег. Часа в 4 утра просыпаемся от бодрящего милицейского приветствия.
-Куда едем?
-На запад...
-Пройдёмте.
Так нас первый раз по настоящему забрали в милицию. За ответ, показавшийся блюстителям порядка дерзким, мы поплатились собственным временем. В отделении очень подробно изучили содержимое наших рюкзаков. После некоторых нравоучений и необоснованных угроз разговор плавно перетёк в беседу за жизнь. Оказалось, менты - тоже люди со своими проблемами насущными. Обещали "вписать" на трое суток, а выпустили через 40 минут. Нам объяснили наши права и отпустили с пожеланием счастливого пути. Но на этом наше общение с правоохранительными органами не закончилось. Нас догнали, напоили кофе и показали дорогу на трассу. Нарушив одно из правил сделали фото на память на фоне вокзала.
Раздумывая над предложением заехать на обратном пути побрели в сторону Казани.
Эх и длинная плотина через Каму! Иногда не стоит покидать выгодную позицию после поста ДПС. Нас подобрали после того как мы значительно углубились в лес. Типичные татарские водители молчали всю дорогу, изредка задавая стандартные вопросы типа "куда?", "откуда?". Вот так, молча мы добрались до Казани, где вышли на московский тракт. Сменив два камаза, оказались на оживлённом пятачке с кафешкой для водителей.
Под Чебоксарами.
Расчитываем добраться либо до Владимира, либо до Нижнего Новгорода. Трасса очень оживлённая, но поток машин не в нашу сторону. Вечереет, транспорт в сторону Москвы переполнен. Огромные фуры с нероссийскими номерами безразлично проносятся мимо. Пропускаем турецкие грузовики, вспомнив совет татарских дальнобойщиков. Никогда ещё так не хотелось в Москву.
Через полчаса стопим всё, что движется.
Только начали готовить себя к мысли, что ночевать придётся в поле, останавливается Лада. Выходит босой длинноволосый мужчина. Ничего не
спрашивая кидает рюкзаки в багажник, а нас в салон. Тимофей едет с "Радуги" домой, в Москву.
-Я тут типухи ребятам отвозил. Вам вписка, наверное нужна...
С трудом скрывая радость, прикидываем, что сегодня будем в Москве.
В город попали только в 6 утра - стояли в огромной пробке на МКАДе. Видели несколько страшных аварий, жертвы сна за рулём. Вот так сменив около 25 машин и преодолев примерно 5000 км. добрались до столицы.
Три дня отдыхали от дороги: мылись, отсыпались, гуляли по городу. Испытав неземной кайф от цивилизации с новыми силами двинули в Питер.
Москва - Питер.
Попасть в большой город на много проще, чем из него выбраться. Наконец Москва кончилась и мы остались на едине с дорогой. Без приключений не обошлось. Совет девушкам: из Москвы в Питер одни не ходите! Если вы идёте по этой трассе, а тем более голосуете на обочине, это расценивается как предложение. Не спасёт даже спортивная одежда и девяностолитровые рюкзаки. В любой ситуации главное - сохранять спокойствие. "Господину", бурно желавшему подбросить нас до Питера пришлось долго вежливо объяснять, что мы не такие. Благо всё обошлось, но обратно, в Москву мы взяли билеты на поезд.
В городе были ещё до закрытия метро.
Жить на Невском, в центре города сравнительно недорого. На Московском вокзале ночь в зале ожидания - 35руб., камера хранения - 30, душ - 50.
Рассказывать о питерских достопримечательностях не моя цель. Предмет моего интереса дорога, сам процесс передвижения.
За время путешествия мы научились: ходить задом на перёд, поворачивать голову на 180 градусов, спать в любом положении, открывать консервные банки с помощью различных предметов, правильно разговаривать с милиционерами, ориентироваться в пространстве, ценить элементарные средства цивилизации, такие как горячий душ, кровать и электричество.
Убедились, что добрых людей больше, и, что родной город - самый лучший город на Земле.
Теперь, зимой, лёжа на диване вспоминаем лето, дорогу, пишем письма в разные города и составляем маршруты будущих путешествий.
Несколько практических советов начинающим стоперам.
Почему нас берут водители.
Потому что они добрые. А если серьёзно, дальнобойщики, которые давно в рейсе, и кроме радиоприёмника ни с кем особо не общаются, охотно вас возьмут с целью поболтать. Среди них есть те, кто любит поговорить сам, и те, кто любит послушать. С первыми проще, они сами подскажут тему разговора. Но встречаются и угрюмые молчуны, тогда вам придётся стать радио для драйвера. Один такой высадил нас в самом неудобном месте, на ночь глядя. Хотя сразу предупредил:" высажу как надоедите". Всю дорогу требовал рассказов "о чём - нибудь", ато, мол засну.
10 причин не брать попутчика (почему нас не берут водители)
1. Просто не понравился.
2. Нет места в машине.
3. Не внушающий доверия, устрашающий вид.
4. Слишком большой рюкзак.
5. Грязная, мокрая одежда или рюкзак.
6. Вас больше двух (одного).
7. Если машина скоро сворачивает с трассы на просёлочную дорогу.
8. Неудобное для остановки место.
9. Опасный груз (горючее, взрывчатка).
10. Вас просто не заметили.
Рюкзак и его содержимое.
Рюкзак должен быть прочным, вместительным и удобным. Если вы сомневаетесь в его надёжности - выбросьте его и купите (сшейте) новый (шутка). Лучше прошейте ненадёжные швы ещё на раз прочными нитками, уделите особое внимание лямкам, они, как правило, отрываются первыми. В дороге могут поломаться фастфиксы, возьмите с собой пару запасных, а ещё нитки и иголку. Хорошо если ваш рюкзак не занимает много места в машине и легко помещается у вас между ног. В добавок ко всему он должен вмещать все ваши вещи: Спальник (желательно компактный), коврик из полеуретана (он же пенка). Палатку можно не брать, если вы не собираетесь на какой - нибудь фестиваль.
Одежду лучше свернуть в трубочки (так она меньше мнётся).
Чтобы лучше ориентироваться пригодится стопник - атлас автодорог Российской Федерации.
Чего не брать.
Если не хотите проблем с милицией не берите ножей, с лезвием длиннее 10см и наркотиков, отберут, (если найдут).
И мой вам личный совет, не собирайте гербариев вдоль дороги…
Об одежде.
Одежда должна быть удобной, лёгкой и практичной. Джинсы - не лучший вариант, предпочтительней спортивные штаны с множеством карманов для мелочей и футболка. Прячьте голову от солнца. От дождя лучший вариант - китайский полиэтиленовый плащ, он легко помещается в кармане. Деньги и документы удобно носить в ксивнике. Обувь должна быть не просто удобной, а сверхудобной.
Проблемы, с которыми придётся столкнуться.
Вообще, путешествие автостопом - огромная физическая и психологическая нагрузка. Проблема общения, если она у вас есть - сидите дома.
Проблема ночёвки в городах легко разрешается при наличии заблаговременной вписки. Если таковой нет - в каждом городе есть вокзал.
Если он закрыт - есть парк или сквер. Но следует помнить, что в парке или сквере иногда есть милиционеры.
Если вы за световой день не добрались до населённого пункта, можно заночевать в лесу или в поле, подстелив под себя пенку, а сверху накрывшись полиэтиленом.
С едой, обычно особых проблем не возникает. Вдоль дороги всегда много кафешек и столовых. Водители тоже иногда относятся по-отцовски, делят с вами свой обед. А вот воду из под крана пить можно не в каждом городе.
Как разговаривать с милиционерами.
Вежливо и спокойно. Они имеют право задержать вас для проверки документов. Если вы подходите под ориентировку, подаётся запрос в ваш город. Когда подтверждается, что вы не состоите в федеральном розыске, вас не имеют права больше задерживать. Если вы выглядите подозрительно вас могут обшмонать, но помните о своих правах: обыск производится только при наличии понятых, женщину может обыскать только женщина. Все советы проверены лично.